Юридические услуги в Москве Бесплатная круглосуточная юридическая консультация в Москве https://juriskonsult.moscow/ — юридические услуги ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ • Юридические услуги в Москве

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

В. Д. Спасович (адвокат) на всю жизнь запомнил тот восторг, который он и его единомышленники испытали, когда к ним «явилась, точно Афродита из пены морской, другая богиня, нагая, беломраморная и не стыдящаяся своей наготы, – гласность…».


Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. были утверждены императором Александром II, они утвердили небывалые для России принципы бессословности и относительной независимости судов, санкци­онировали гласность судопроизводства, состязательность су­дебного процесса. Поскольку Судебные уставы вступили в действие 17 апреля 1866 г., именно этот день считается днем рож­дения адвокатуры в России.

К разработке основных положений о судоустройстве и судопроизводстве приступили лишь с октября 1861 г. «Основ­ные положения о преобразовании судебной части России» от 29 сентября 1862 г. позволили комиссии при государственной канцелярии приступить к подготовке Судебных уставов, кото­рые были утверждены 20 ноября 1864 г. Этот документ состоял из Учреждения судебных установлений, уставов уголовного и гражданского судопроизводства и о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, и положил юридическое начало профес­сиональной адвокатуре в России. Фактическая история сосло­вия присяжных поверенных началась с 1866 г.

Принципы деятельности присяжной адвокатуры Созданная Судебными Уставами 1864 г. присяжная адвокатура действовала, основываясь на ряде принципов.

  1. совмещение правозаступничества с судебным представительством;
  2. относительная свобода профессии;
  3. отсутствие связи с магистратурой;
  4. отчасти сословная организация, а отчасти — дисциплинарная подчиненность судам;
  5. определение гонорара по соглашению.

По своему организационному устройству присяжная адвокатура не была единой. Существовало несколько форм присяжной адвокатуры: адвокатура, самоуправляемая советом; адвокатура, подчиненная дисциплинарной власти судов; адвокатура в лице помощников присяжных поверенных.

В соответствии со ст. 354 Учреждений судебных уставов присяжными поверенными могли быть мужчины:

  1. имевшие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанном экзамене в таких науках;
  2. прослужили не менее пяти лет в судебном ведомстве на таких должностях, в рамках которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.
Условия недопущения

Существовали также условия, при которых лицо не могло быть допущено в присяжную адвокатуру. Так, присяжным поверенными не могли быть лица:

  1. не достигшие двадцатипятилетнего возраста;
  2. иностранцы
  3. объявленные несостоятельными должниками;
  4. состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
  5. подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
  6. состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состояв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами (Кузнецов Н.Д. Присяжный поверенный. 1909);
  7. исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  8. те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных (ст. 355 Учр. суд. уст.).

Порядок поступления в присяжную адвокатуру

Желающий поступить в число присяжных поверенных подавал прошение в совет поверенных, пояснив в нем, в каком именно городе избирает себе место жительства, а также, что для поступления его в звание присяжного поверенного нет ни одного из препятствий, предусмотренных ст. 355 Учр. суд. уст.

В случае если лицо укрыло какое-либо из обстоятельств, препятствовавших ему поступить в число присяжных поверенных, оно подлежало не только исключению из числа присяжных поверенных, но и преданию суду.

К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте (ст. 379 Учр. суд. уст.).

Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, которые признает нужными», постановлял или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдается ему надлежащее свидетельство, или же об отказе в принятии (ст. 380 Учр. суд. уст.).

По представлению в тот суд, при котором состоит совет или отделение совета присяжных поверенных, свидетельства о принятии лица в присяжные поверенные суд делал распоряжение о приводе лица к присяге.

Каждый присягал по правилам своего вероисповедания (ст. 381 Учр. суд. уст.). Так, для лиц православного вероисповедания был утвержден такой текст присяги:

« Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим крестом Господним, хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, исполнять в точности и по крайнему моему разумению законы Империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению Православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых будут на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на Страшном суде Его. В удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь. »

После того, как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в Список поверенных, о чем делалась соответствующая надпись на свидетельстве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось во всеобщее сведение (ст. 382 Учр. суд. уст.).

Гражданские дела присяжные поверенные могли производить на основании:
  1. доверенности, данной им тяжущимся;
  2. объявления, поданного тяжущимся в суд;
  3. по назначению советом присяжных поверенных вследствие просьбы тяжущихся;
  4. по назначению председателя суда (ст. 390 Учр. суд. уст.).

Доверитель имел право обозначить, доверяет ли он присяжному поверенному хождение по своему делу во всем его объеме до совершенного его окончания или уполномочивает его только на определенное какое-либо действие. Не воспрещалось иметь по одному и тому же делу нескольких присяжных поверенных.

В уголовных делах присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых:
  1. по соглашению с лицом;
  2. по назначению председателя судебного места (ст. 393 Учр. суд. уст.).

Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места, не мог отказаться от исполнения данного ему поручения, «не представив достаточных для сего причин» (ст. 394 Учр. суд. уст.).

Совет присяжных поверенных имел право своею властью подвергать присяжных поверенных за нарушение принятых ими на себя обязанностей:
  1. предостережению;
  2. выговору
  3. запрещению отправлять обязанности поверенного в про¬должение определенного советом срока, но не более одного года;
  4. исключению из числа присяжных поверенных;
  5. преданию уголовному суду в случаях, особенно важных.

Исключенные из числа присяжных поверенных лишались права поступать в это звание «во всем государстве» (ст. 368 Учр. суд. уст.).

Органом самоуправления присяжной адвокатуры был совет присяжных поверенных.

Составители Судебных уставов организовали внутреннее самоуправление адвокатурой по французскому образцу. Присяжные поверенные приписывались к Судебным палатам (ст. 356), образовывали при них особую коллегию и при составе коллегии не менее 20 человек входили в палату с просьбой о разрешении им избрать совет. После этого палата назначала одного из своих членов, который созывал присяжных поверенных и открывал общее собрание, где и производились выборы Председателя Совета простым большинством голосов (ст. 357, 360).

К обязанностям и правам совета присяжных поверенных принадлежали:

  1. рассмотрение прошений лиц, желающих приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания, и сообщение судебной палате о приписке их или отказ им в этом;
  2. рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных и наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей «сообразно с пользою их доверителей»;
  3. выдача присяжным поверенным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению совета;
  4. назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;
  5. назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет с просьбою о назначении им таковых;
  6. определение количества вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по данному предмету между ним и тяжущимся или когда не заключено между ними письменного условия;
  7. распределение между присяжными поверенными процентного сбора;
  8. наложение дисциплинарных взысканий на поверенных – как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет (ст. 367 Учр. суд. уст.).
  9. наложение дисциплинарных взысканий на поверенных – как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет (ст. 367 Учр. суд. уст.).

Общее собрание присяжных поверенных. В соответствии со ст. 364–365 Учр. суд. уст. общие собрания присяжных поверенных должны были созываться с целью заслушивания отчета о действиях совета за минувший год и выбора членов совета. Порядок деятельности собрания при осуществлении выборов рассмотрен нами ранее, в разделе об образовании совета присяжных поверенных.


Формирование российской адвокатской школы в 60–70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.

Создание адвокатуры стало заметным событием в общественной жизни страны. В адвокатуру устремились люди, увлеченные идеями буржуазного преобразования России. В сословии присяжных поверенных довольно быстро объединились юристы, которые по своим специальным познаниям, практическому опыту, ораторскому искусству и профессиональному таланту не уступали западным адвокатским «звездам». Составители судебных уставов выделяли в качестве основной функции адвокатской деятельности достижение принципа правды, чести и сознания нравственной ответственности перед правительством и обществом.

Составители Судебных уставов видели образцового адвоката в том, кто демонстрировал «верные ручательства знания, нравственности и честности убеждений». Поэтому организованное по новым правилам адвокатское сословие имело право отказывать в приеме новых членов, если они не удовлетворяли нравственному цензу сословия. Отказы обжалованию не подлежали. 

Присяжные поверенные, такие как:

Петр Акимович Александров (1838-1893) В 1876 г. он поступил в присяжную адвокатуру. Прославился участием в нескольких политических процессах – по делу «193-х», Веры Засулич и др. В своих защитительных речах П.А. Александров последовательно использовал логическую структуру позиции доказывания невиновности своих подзащитных, стремясь, чтобы каждый довод обосновывал предыдущий и подтверждался следующим («логическая цепочка»).

Сергей Аркадьевич Андреевский (1847-1918) В 1878 г. поступил в присяжную адвокатуру. Выступал защитником Сарры Беккер, Мироновича и др. В своих речах основное внимание он уделял личности своего подзащитного, анализу обстановки, в которой тот жил, и условий, в которых подсудимый совершил преступление.

Владимир Иванович Жуковский (1836-1901).В 1878 г. поступил в присяжную адвокатуру. Досконально зная процессуальные и психологические особенности проведения следствия, В.И. Жуковский в своих защитительных речах основывался на критике обвинительного заключения и в судебном заседании вступал в эффективную полемику с прокурором. 

все они пришли в адвокатуру, имея опыт работы в следственных органах, в прокуратуре. Однако многие их коллеги приступали к адвокатской деятельности сразу по окончании юридических факультетов университетов (с соблюдением требований о прохождении стажировки), что не мешало им становиться известными адвокатами и успешно выступать в судах в защиту своих доверителей.

Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Выступал во многих уголовных процессахпо «делу 193-х» он защищал Брешковскую, Рогачеву и Андрееву, а также осуществлял защиту Ольги Палем. В своих выступлениях Н.П. Карабческий всегда неуклонно проводил подробное исследование и сравнение всех имеющихся по делу доказательств, проводя их всестороннее исследование в интересах своих подзащитных.

Александр Иванович Урусов (1843-1900) 

Федор Никифорович Плевако (1842-1908). был признанным мастером психологической защиты. Он обращался к мотивам, понятным самим присяжным заседателям.

Дмитрий Вячеславович Стасов — первый председатель совета присяжных поверенных 3 срока г. Санкт Петербург. Политические дела, дела искусства

Анатолий Федорович Кони (1844 -1927)

Пётр Сергеевич Пороховщиков (1867 -1954)

Наряду с указанными лицами российскую адвокатуру достойно украсили Константин Константинович Арсеньев, Владимир Николаевич Герард, Владимир Данилович Спасович, Константин Федорович Хартулари, Николай Иосифович Холев, Евгений Исаакович Утин и многие другие присяжные поверенные.


История становления адвокатуры с 1864 по 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.

Через несколько лет после проведения Судебной реформы 1864 г. стали проводиться контрреформы. В 1876 г. Министерство юстиции (министр граф Пален) внесло проект уничтожения независимости адвокатуры. Правда, этот проект тогда не удался. В 1890 и 1904 гг. было предпринято еще два подобных шага и, к счастью, тоже безрезультатно.

Судебная контрреформа в России. Попытки уничтожить адвокатуру

В 1889г. в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных. И в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных, контроль за их деятельностью возлагался на судебные орган. Предусматривалось и правовое положение совета присяжных поверенных. Так, к обязанностям и правам совета присяжных поверенных относились:

  • рассмотрение прошений лиц, желающих «приписаться» к числу присяжных поверенных, или выйти из этого звена, и сообщение судебной палате о приписке их или отказе в этом;
  • рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных правил;
  • назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;
  • определение количества вознаграждения поверенному по таксе, в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся, или когда не было заключено между ними письменного условия.
  • определение взыскания с поверенных как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.

Кроме того, Совет присяжных поверенных имел право подвергать их дисциплинарным наказаниям:

  • Предостережение;
  • Запрещение отправлять обязанности поверенного в предложении определенного советом срока, но не более 1 года;
  • Исключение из числа присяжных поверенных;
  • Предание уголовному суду в случаях, особенно важных.

Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это звание во всем государстве. Если присяжному поверенному запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, в случае его новой вины, которую совет признает заслуживающей такого же взыскания, он исключается советом из числа поверенных.

К концу 80-х годов царизм фактически завершил и судебную контрреформу, начатую еще в 70-е годы: каждый из четырех краеугольных принципов судебной реформы 1864 г. был сведен совершенно или почти на нет.

Независимость суда от администрации была ограничена, а в низшем (т.е. самом важном для народных масс) звене ликвидирована совершенно с учреждением института земских начальников, которые объединили в себе административную и судебную власть.

Несменяемость судей обратилась в фикцию по закону от 20 мая 1885 г., который учредил Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное смещать или перемещать любых жрецов Фемиды (например, из Петербурга — в Сибирь) по усмотрению и представлению министра юстиции.

Гласность судопроизводства, резко ограниченная в отношении политических дел еще законами 1872, 1878, 1881 гг., была сведена к минимуму, почти к нулю по закону от 12 февраля 1887 г. В тот день именной царский указ дал право министру юстиции, если он «из дошедших до него сведений усмотрит, что публичное рассмотрение дела не должно быть допущено» («в видах ограждения достоинства государственной власти» или по другим, столь же растяжимым мотивам), закрывать в любое время двери заседаний любого суда. Тем самым, как выразились даже составители панегирической юбилейной истории министерства юстиции, устанавливался порядок, «равносильный в существе своем замене суда, гласного по закону, судом гласным по усмотрению министра».

В условиях контрреформ была утверждена в 1885 г. новая и последняя при царизме редакция дореформенного Уложения о наказаниях 1845 г., где политические преступления квалифицировались как во много раз более тяжкие, чем уголовные, причем без различия между «поступком» и «умыслом». Джордж Кеннан с изумлением констатировал, сравнив § 243 и 1449 Уложения 1885 г., что простое укрывательство лица, виновного в злоумышлении против жизни, благополучия или чести царя, считается в России большим преступлением, чем предумышленное убийство собственной матери.

Только благодаря мужеству бывшего ученика профессора Победоносцева — в то время уже обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената А.Ф. Кони, пользовавшегося непререкаемым авторитетом и влиянием в Сенате, ретивые порывы учителя царей и двух поколений российских юристов умело сдерживались и не получали открытой поддержки.

Хотя, конечно же, при особом желании император мог реализовать любые реакционные рекомендации своего фаворита и без Сената, и без других органов государственной власти.

Но как бы там ни было, все-таки адвокатура, как и суд присяжных, сумели просуществовать в своем почти первозданном виде вплоть до самой революции 1917 г.


Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г.

24 ноября 1917 года принят Декрет о суде № 1, который упразднил адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. К роли обвинителей и защитников допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

Период с 1917 по 1991 гг., т.е. развитие советской адвокатуры, условно делится на следующие этапы:

  • с 1917 по 1922 г.;
  • с 1922 по 1939 г.;
  • с 1939 по 1962 г.;
  •  с 1962 по 1991 г., т.е. на четыре периода, каждый из которых является исторической вехой развития на шей страны.

Период с 1917 по 1922 г.г.

7 марта 1918 г. Совнарком издал декрет, предписывающий местным властям образовать единую, организованную корпорацию защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников. В ноябре 1918 г. ВЦИК принял Положение «О народном суде», которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозаступников заменялись «коллегиями обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе». С конца 1918 г. защитника переслали допускать к участию в предварительном следствии. По Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегии избирались Советами рабочих солдатских и крестьянских депутатов и были должностными лицами, получавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей. При этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с обвиняемых и сторон судом и зачислялась в доход Республики по смете Народного комиссариата юстиции.

Таким образом, адвокатура была фактически инструментом нового государства, и ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Но даже в таком усеченном виде она не устраивала новую власть, т.к. по пути своей не подходила для тоталитарного государства.

11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-хдневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы местных советов, и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направлять в учреждения, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации эти лица объявлялись дезертирами и подлежали суду. 21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.

Период с 1922 по 1939 гг.

Датой создания советской адвокатуры считается 22 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила своим Постановлением Положение об адвокатуре.

Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.

Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались президиумом. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд, а копия — в прокуратуру. 20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судам было дано право устанавливать предельное число членов коллегий защитников.

Период с 1939 по 1962 гг.

В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.

Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.

  • В соответствии с новым законом членами коллеги адвокатов могли быть лица:
  •  а)   имеющие высшее юридическое образование;
  •  б)   окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;
  •  в)   не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.

Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к занятию адвокатской деятельностью с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.Не могли стать членами коллегии адвокатов лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.

Исключение из коллегии адвокатов также производилось президиумом коллегии адвокатов. Основанием к исключению могло быть:

  1.    совершение преступления, установленного приговором суда;
  2.    совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;
  3.    нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Решение президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в ее члены или об исключении из коллегии адвокатов могло быть обжаловано народному комиссару юстиции соответствующей союзной или автономной республики.Решение народного комиссара юстиции автономной республики могло быть обжаловано народному комиссару юстиции соответствующей союзной республики, а решение народного комиссара юстиции союзной республики — Народному комиссару юстиции СССР, решение которого являлось окончательным.

Народному комиссару юстиции СССР и народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов. Прием в адвокатуру находился под постоянным контролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. был издан Приказ № 63 Народного комиссариата юстиции «О контроле за приемом в адвокатуру СССР». Подобные приказы издавались неоднократно. Особенно следили за политической подготовленностью адвокатов.

Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью находилась под контролем НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была утверждена инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказ № 70 от 8 мая 1941 г. определил порядок наложения дисциплин партийных взысканий. Положение об адвокатуре в СССР 1939 г. действовало до 1962 г., т.е. более 20 лет. Но в этот период наблюдалось множество изъятий дел из нормального судопроизводства.

Период с 1962 по 1991 гг.

В соответствии с принятым в СССР Законом о судоустройстве, коллегии адвокатов должны были действовать с основанием положений, утвержденных Верховными советами союзных республик. Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 25 июля 1962 г.В соответствии со ст. 1 Положения, коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов создавались в целях осуществления защиты на предварительном следствии и на суде.

Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов. Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство коллегиями адвокатов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществлялись Министерством юстиции РСФСР. Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утвержденной Советом Министров РСФСР.Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1966 года № 155 была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, совхозам, колхозам и другим организациям.Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.Государство продолжало осуществлять контроль за поступавшими в коллегии. Информацию о каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обязан в семидневный срок доводить до сведения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов был вправе отчислить вновь принятого.

Государство контролировало адвокатуру по ключевым вопросам. Во всем остальном коллегии были самоуправляемыми организациями. Адвокатура вместе со всей страной продолжала совершенствоваться. XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование экономических отношений. В связи с этим важность роли юристов в управлении народным хозяйством стала признаваться более открыто. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба. Наряду с участием в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел адвокаты вели консультационную работу. Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР об адвокатуре.20 ноября 1980 года на основе данного Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР. Новое положение усовершенствовало положение от 1962 г., в общем организационно его повторяло и существовало до 1991 г., т.е. до распада СССР и РСФСР, а после распада СССР существовало в новой суверенной России.


Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939–1980 гг.).

Важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положе­ние об адвокатуре СССР, утвержденное постановлением СНК СССР от 16.08.1939 № 1219, вернувшее в оборот понятие «адвокат».

Согласно Положению в стране действовали областные, краевые и рес­публиканские коллегии адвокатов. Общее руководство адвокатурой осуществлял союзно-республиканский Народный комиссариат юсти­ции СССР, а непосредственно внутренними органами коллегии были: общее собрание членов коллегии и президиум коллегии. Существовал определенный ценз в виде образования, стажа работы по специаль­ности. Коллегии состояли из лиц с высшим и средним образованием; имевшие среднее образование могли быть приняты в адвокатуру лишь при наличии стажа практической работы в органах юстиции не менее года. На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, но и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям.

В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия»

Положение об адвокатуре 1962 г. определило основную структуру и систему деятельности адвокатского сообщества. В основу организа­ции адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

 При каждой коллегии адвока­тов создавались юридические консультации, в которых осуществлялась юридическая помощь гражданам и организациям. Положение об адво­катуре устанавливало, что гражданин СССР, имеющий высшее юриди­ческое образование, мог быть принят в коллегию адвокатов.

Закон СССР «Об адвокатуре», принятый в 1979 г., и соответствую­щий ему Закон от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокату­ре РСФСР» установил, что все адвокаты страны обязаны действовать в рамках региональных объединений — коллегий адвокатов. Предъявля­лись серьезные требования к приобретению статуса адвоката: граждан­ство СССР, высшее юридическое образование и стаж работы по специ­альности не менее двух лет. Существенно были расширены полномочия адвоката в уголовном процессе: участие в предварительном следствии; право запрашивать через юридическую консультацию справки, харак­теристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юри­дической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии (ст. 15 Положения). Появились гарантии частичной неза­висимости адвоката — недопустимость его допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.


Становление современной российской адвокатуры (1989–2002 гг.).

После вступления в действие в 1993 г. новой Конституции РФ, про­возгласившей права и свободы человека высшей ценностью, появилась возможность реализации на практике принципа презумпции невинов­ности.

Постепенное понимание необходимости- реформирования адвокату­ры пришло и к государству. Президент РФ В. В, Путин 25 мая 2001 г. внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона «Об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», что продемонстрировало заинтересованность государства в судьбе адвока­туры. Закон призван, как констатировалось в пояснительной записке, обеспечивать правовое регулирование вопросов деятельности адвокату­ры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государствен­ными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать независимость адвокатуры как профессиональной некоммерческой организации.

В 2002 г. Закон об адвокатуре был принят. Он позволил адвокатско­му сообществу объединиться, преодолеть все разногласия и стать более сплоченным, а адвокатура смогла стать одним из важнейших, самосто­ятельных и независимых институтов правового государства и граждан­ского общества в России.


Изменения законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру профессиональным сообществом адвокатов и институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 Закона об адвокатуре).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре основными принципами адвокатуры являются: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов.

Адвокатской деятельностью согласно ст. 1 Закона об адвокатуре является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

В ст. 18 Закона установлены гарантии деятельности адвоката, такие как адвокатская тайна, запрет на вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством РФ, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом и др.

Адвокатские полномочия в сфере оказания юридической помощи и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона, можно классифицировать на три группы:

1)консультативно-претензионная деятельность;

2)представительская деятельность в суде;

3)представительская деятельность в иных государственных и негосударственных органах.

Таким образом, принятый в 2002 г. Закон об адвокатуре сыграл решающую роль в развитии российской адвокатуры, объединил все адвокатское сообщество, адвокаты получили действующие органы самоуправления, появились общие профессиональные стандарты, заработал Кодекс профессиональной этики адвоката. В Законе, в отличие от Положения об адвокатуре 1980 г., четко определены понятия «адвокатура», «адвокат», «адвокатская деятельность», подробно описан правовой статус адвоката, гарантирована независимость, самоуправляемость и корпоративность адвокатуры.

admin

Обсуждение закрыто.